01.06.2013

Международный конгресс МСОТ в Женеве.


Международный союз общественного транспорта - крупнейшая в мире организация, объединяющая производителей подвижного состава, операторов, представителей власти, научные организации, профессиональные СМИ, так или иначе имеющих отношение к общественному транспорту. 

С 2013 года и наш Институт вступил в ряды этого объединения, в связи с чем мы получили приглашение посетить 60-й Международный конгресс в городе Женева.

Это крупное мероприятие подразумевало, помимо внушительного выставочного пространства (326 экспонентов), плотную рабочую программу в течение 3 дней (2097 участников из 78 стран). 

В программе форума была выделена 21 сессия по ключевым вопросам организации городских пассажирских перевозок, а также серия заседаний региональных комитетов. Евразийская секция, в числе которых и наш Институт, обсуждала вопросы качества предоставляемых услуг для пассажиров. Пожалуй, наиболее важным событием этого мероприятия стало анонсирование представителем ДТиРДТИ г.Москвы разработки минимальных транспортных стандартов обслуживания населения к концу 2013 года. В остальном ничего нового, несмотря на неоднозначность вопроса качества перевозок. 

Из достижений зарубежных коллег, представленных на конгрессе стоит отметить следующие:
- активная работа в социальных сетях. Представителем транспортного оператора Вены был продемонстрирован пример подобной работы, видеоролик, созданный австрийскими студентами:
В Цюрихе на трамваях размещена реклама группы на фейсбуке. Хотя, нас подобной практикой не удивишь, пример - твиттер Химкинского троллейбуса. Но разница в уровне чувствуется.

- Мюнхенский калькулятор перспективных трат в зависимости от места жительства. Формируется исходя из трех критериев: цена аренды жилья, размеры транспортных затрат (общественный, личный или вместе) и экологический ущерб. База обновляется каждый год и по заверениям создателей пользуется популярностью. На немецком тут. 

- Интеграция канатной дороги в систему общественного транспорта. Примеры реализации подобных проектов: Портленд (США)Кобленц (Германия)Каракас (Венесуэла)Сингапур (Сингапур)Лондон (Великобритания)Ла Паз (Боливия). Вспоминается история с нижегородской системой через р.Волга, где стоимость проезда составляет 60 руб. в один конец при цене 20 руб. на автобусе.

- Французские обследования фиксируют изменения в транспортном поведении населения. Сокращение времени не является единственным критерием. Большинство выбирает маршрут, который предполагает комфорт в угоду временным затратам. 
75% говорят, что знакомы с сетью маршрутов, но 65% опрошенных не могут составить план нестандартной поездки, 50% теряются в своих районах, количество трудовых регулярных поездок сокращается в общем числе перемещений населения. Меняется структура занятости, расселения, целый ряд социально-экономических характеристик опосредуют транспортное поведение в современном мегаполисе. Возникает потребность в изменении маршрутной сети, в привлечении редких пассажиров. Так треть обладателей годового абонемента создают 70% загрузки сети. Поэтому возникает вопрос - кто оставшиеся две трети и как с ними работать. 

- Австралийские исследователи в 2008 году провели анализ сайтов компаний операторов на предмет удобства их использования. В 2013 году провели повторный анализ по той же методике. Результаты расположились следующим образом:
Методика подразумевала следующую оценку:
Доступность: языки, количество ошибок при загрузке, скорость загрузки - 6 пунктов;
Удобство: информация об изменениях, фон, стиль, читаемость, качество печати на бумаге - 12 пунктов;
Контент: определение гиперссылок, навигация по сайту - 5 пунктов;
Статичная информация: описание транспортной системы, расписание, схемы, информация о тарифах, видах транспорта, онлайн сервис - 10 пунктов;
Ввод данных: дата, место - 5 пунктов;
Предварительный результат: количество маршрутов, информация по представленным вариантам поездки (время в пути, пересадки, тариф, карта, печатные материал) - 9 пунктов.

Примечателен факт наличия изменений, который зафиксировало обследование. 

Одни из участников молодежного проекта ссылались на сравнительный анализ общественного транспорта европейских городов, проведенный в 2010 году компанией Евротест. 
Результаты исследования представлены в следующей таблице:
Методика исследования состояла из четырёх блоков вопросов, где каждому критерию присваивался определенный вес:
1. Время в пути: количество пересадок, интервал движения, время работы (35%);
2. Пересадки: пешеходная дистанция, навигация, доступность, велосипедная инфраструктура и перехватывающие парковки (15%);
3. Информация до и после путешествия: объявления и печатные материалы в салоне транспортного средства и на остановках, способ покупки билетов, онлайн информация (25%);
4. Тарифное меню и стоимость проезда (25%).
В городах выбирались 31 похожих остановочных пункта и специальные группы обследовали их, как принято у нас называть "натурно". 
Интересно, какое место заняла бы Москва в этом обследовании. 

Несмотря на замечательную организацию мероприятия, насыщенную культурную программу, швейцарский колорит, остро чувствуется безнадёжное отставание отечественных реалий от основных тенденций. Причем советский транспортный опыт   нельзя назвать неудачным или бесперспективным, скорее наоборот. Неутешительная тенденция сокращения пассажиропотока общественного транспорта в России вряд ли ставит нас в один ряд с авангардом МСОТ, целью которого является увеличение доли перевозок в 2 раза к 2025 году.  



Комментариев нет:

Отправить комментарий