28.12.2014

Лекции для РЭК Москвы

Текст: Зюзин П.В.
+презентации материалов

25 ноября 2014 года НИУ ВШЭ провел семинар для сотрудников Региональной энергетической комиссии Правительства Москвы (РЭК города Москвы) на тему «Ценообразование на транспорте». Семинар открыл Павел Владимирович Зюзин, старший научный сотрудник Центра исследований транспортных проблем мегаполисов ИЭТиТП НИУ ВШЭ, с докладом об основных стратегиях и рисках транспортного планирования.


Выгодность или невыгодность развития общественного транспорта в качестве альтернативы частному рассматривалась исходя из параметров городов, жёстко определяющих такой выбор вне зависимости от предпочтений жителей. К таким ключевым параметрам относятся:
- плотность застройки и кучность расселения, преобладающий тип структуры землепользования;
- провозная и пропускная способность существующих транспортных коммуникаций и потенциал их  наращивания.

Были рассмотрены также сопутствующие процессы: динамика автомобилизации, социальные риски и влияние на окружающую среду. Кроме того, в ходе доклада были подробно разобраны альтернативы автомобильной мобильности, практики применения рельсовых и безрельсовых видов городского пассажирского транспорта (ГПТ), велопроката и проката автомобилей (по типу car sharing), а также способы организации транспортных сетей и методы дестимулирования использования личного автомобильного транспорта в периоды максимального спроса.

Павел Владимирович разобрал особенности и противоречия транспортной политики Москвы, необходимые с точки зрения экспертного сообщества корректировки ее дальнейшей реализации и направления создания в Москве более удобной для жизни городской среды. Более подробно об особенностях транспортной политики нескольких мировых столиц рассказали Елена Михайловна Сапунова, старший научный сотрудник Института проблем ценообразования и регулирования  естественных монополий, и Надежда Викторовна Шилова, научный сотрудник Экспертного института. Доклад Елены Михайловны был посвящен Парижу, который в недалеком прошлом уже проходил через те трудности, с которыми сегодня сталкивается Москва, и смог во многом их преодолеть. Надежда Викторовна подробно рассказала об опыте Берлина, который, к тому же, в течение долгого времени оставался разделенным городом, и после объединения вынужден был решать одновременно множество проблем по синхронизации работы общественного транспорта, а также о Лондоне, который часто приводят как пример близкого к образцовому городского планирования. Общим выводом двух последних докладов стало то, что без государственного вмешательства не обошелся и не обходится ни один из рассмотренных городов. Финансирование со стороны муниципальных или федеральных властей составляет до половины бюджета их транспортных компаний. Будучи общественным благом, транспортная система создает положительные экстерналии в других отраслях экономики и социальной жизни населения, в этой связи общественный транспорт не может эффективно функционировать как частный бизнес и должен быть встроен в более сложные взаимосвязи.


Комментариев нет:

Отправить комментарий