08.02.2013

Отечественная практика государственно - частного партнерства. 20 лет спустя


Текст: Решетова Катя

В 1992 году указом Президента РФ от 8 декабря была законодательно закреплена идея государственно-частного партнерства (ГЧП). Комплексный и системный подход к разработке тематики ГЧП в прикладном аспекте позволил реализовывать проекты в области развития транспортной инфраструктуры, социальной инфраструктуры,  ЖКХ, технологий и инвестиционной деятельности, и в целом для всех отраслей экономики, в том числе в сфере газо- и нефтепроводного транспорта.


Такую солидную дату принято отмечать подведением итогов, обсуждением достигнутых результатов и сложившихся тенденций и, конечно же, определением целей и ориентиров развития на будущее. Итак, какой же путь был пройден за эти 20 лет?

Во-первых, к настоящему времени в России сформировалась законодательная база, причем как на федеральном, так и региональном уровне.  В перечне законодательных актов «первого эшелона»  федеральные законы: «О концессионных соглашениях» №115-ФЗ от 21.07.2005; «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 8 ноября 2007 года № 257- ФЗ;  «Об инвестиционных фондах» № 156-ФЗ от 29.11.2001; "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 26 июня 2009 г. № 145-ФЗ.
В июне 2012 г. правительством разработан проект Федерального закона "О государственно - частном партнерстве".  В дорожной  отрасли вот уже более 14 лет действует приказ ФДС России № 78 от 16.04.98  «О мерах по обеспечению создания системы платных автомобильных дорог в Российской Федерации».  
Ряд законов и подзаконодательных актов о ГЧП «работают» в регионах. По количеству принятых актов лидирует Санкт-Петербург. В их числе:  закон Санкт-Петербурга № 627-100 от 25.12.2006  «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах», постановления ПП № 346 от 31.03.2009 «О мерах по развитию государственно-частных партнерств в Санкт-Петербурге» и ПП № 347 от 31.03.2009 «О мерах по реализации закона Санкт-Петербурга «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах».  Законодательство постоянно обновляется и совершенствуется на основании реализуемых ГЧП проектов. 
Во-вторых, на политическом уровне громко заявлено о том, что ГЧП является одним из магистральных направлений развития не только национальной дорожной сети, но и основой «посткризисного развития регионов» нашей страны. В соответствии с этим заявлением государство создает беспрецедентные в мировой практике благоприятные условия для участия частных инвесторов в проектах и принимает на себя многочисленные проектные риски.  Рассмотрим три основные категории преференций.
Эксплуатационные (трафиковые). Статья 38 (пункт 3.5) №257-ФЗ предусматривает «обязательства концедента по выплате компенсации концессионеру в случае недостижения в процессе использования установленных концессионным соглашением показателей интенсивности движения и состава транспортных средств». Это положение полностью противоречит мировому опыту. Так, в методическом руководящем документе  Всемирного банка «Платные дороги. Современные тенденции участия частного сектора 2000 г.» в качестве определяющего признака участия частного сектора в проектах платных дорог указывается: «частная компания должна брать на себя операционные риски в течение периода эксплуатации, либо сумму строительных и операционных рисков в течение контрактного периода».
Технические. Благоприятным условием для инвесторов является также, предусмотренная статьей 37 Федерального закона № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах…» норма о трехкратном перепробеге по альтернативному бесплатному маршруту, которая позволяет перевести в категорию платных практически любую автомобильную дорогу на европейской части РФ. Хотя на практике платная трасса в Западной Европе является даже не второй, а одной из многих альтернативных  возможностей проезда. Поэтому еще более удивительно звучит упоминание в той же статье 37 о возможности строительства платных дорог на Крайнем Севере в условиях неразвитой низовой сети дорог.
Экономические (ценовые). Гарантированная норма доходности на инвестиционные вложения (на сегодняшний день эта норма составляет порядка 12,5 %) является вполне комфортным возвратом на безрисковые вложения, тем самым, процентные доходы инвестора, взятые нарастающим итогом, превысят  прогнозные  годовые  сборы платы за проезд. Данные преференции определенно стимулируют участие частного сектора в ГЧП-проектах. Среди реализуемых в настоящее время проектов можно выделить две группы:
1. Проекты, основанные на концессионном законодательстве:
- строительство скоростной автомобильной дороги Москва – Санкт-Петербург
- строительство автомобильной дороги М-1 "Беларусь"
- Западный скоростной диаметр (до 2009 г.)
- Орловский тоннель
2. Проекты, основанные на региональном законодательстве:
-  развитие аэропорта «Пулково»
-  Западный скоростной диаметр (после 2010 г.)
На основании заключенных контрактов Институтом экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ были проанализированы будущие процентные доходы инвестора в сравнении с величиной дохода от эксплуатации 1 км платного участка дороги. При этом был принят весьма оптимистический показатель дохода в 25 млн руб с 1 км платного участка автомобильной дороги в год (с учетом прогнозных доходов в долгосрочной Программе ГК «Автодор» на долгосрочный период 2010 - 2019 годы).



Расчет показал (рис.1), что поступления от сбора платы за проезд во всех случаях сопоставимы по порядку величин с гарантированными процентными доходами инвестора-исполнителя. Однако даже при таких благоприятных условиях ожидания по поводу прихода инвесторов в развитие дорожной сети не оправдались. Об этом свидетельствует структура финансирования типового контракта (рис. 2). 


В итоге - ГК «Автодор», созданная специально для развития качественно новой скоростной сети дорог в стране с привлечением средств частных инвесторов, действуя в русле государственной политики, вынуждена еще более увеличивать преференции для частных партнеров, в том числе посредством существенного авансирования работ исполнителя.

Суть участия частного сектора понятна на конкретном примере «Долгосрочного  инвестиционного соглашения по автомобильной дороге Москва – Санкт-Петербург на участке км 258 – км 334 (обход Вышнего Волочка)» (таблица 1).
Экономическое существо контракта, который является вполне типичным и корректным в рамках действующего законодательства, сводится к следующему:
– государство осуществляет финансирование строительства участка дороги на 89,5%;
– государство осуществляет финансирование ремонта и эксплуатации участка дороги на  100%;
– государство берет на себя трафиковые риски;
– компания-исполнитель получает более 100% поступлений от эксплуатации участка на платной основе в качестве ежегодного дохода на свои инвестиционные вложения.

Срок контракта
22 года
Стоимость строительства,
в т.ч. вложения инвестора
49,6 млрд. рублей
5,23 млрд. рублей или 10,5%
Совокупный объём базовых годовых платежей за ремонт и эксплуатацию объекта соглашения, выплачиваемых исполнителю
10,226 млрд. рублей (превышает инвестиционный вклад почти в 2 раза)
Гарантированная норма доходности на инвестиционные вложения
ставка рефинансирования ЦБ РФ + 4,25 % годовых (на сегодняшний день = 12,5 %)
Годовой доход инвестора
640 млн. рублей



На рисунке  3 представлены расчетные результаты эксплуатации платных участков автодороги М-11 Москва – Санкт-Петербург.  Как видно из приведенного графика, процентные доходы инвестора, взятые нарастающим итогом, превысят (на обозримую перспективу) прогнозные годовые сборы платы за проезд не только по обходу Вышнего Волочка, но и по совокупности всех платных участков дороги М-11.

В целом можно утверждать, что российский концессионер на деле является не более чем оператором проекта – своего рода дирекцией по строительству дороги с расширенными финансовыми полномочиями и полной гарантией от любых финансовых рисков.

Из сложившейся ситуации можно сделать два вывода.
1. В условиях российской правовой действительности говорить о концессионных соглашениях как об особой форме «партнерства» государства и бизнеса вряд ли приходится. Означает ли это что тема ГЧП в России исчерпана? Частные инвестиции в настоящее время приходят, например, в морские порты, в терминальные перегрузочные узлы - заказы на вагоны и полувагоны у заводов-производителей, сейчас приняты на год вперед.

Частный бизнес развивается очень активно в данной сфере и это вполне естественно. Примеров же строительства линейных сооружений – в частности автомобильных дорог за счет частных инвестиций, к сожалению, очень мало. Ответ очевиден - там, где есть спрос бизнеса, где бизнесу нужны терминалы для отправки грузов на экспорт, проблема привлечения частных инвестиций решается довольно легко. А вот обеспечение притока частных инвестиций в строительство линейных сооружений до настоящего времени кончалось просто кредитами государственных банков.

2. Необходима модернизация и развитие сложившихся схем ГЧП.

Решение первого вопроса было принято оставить на усмотрение политических деятелей. Поэтому перейдем сразу ко второму – попытаемся найти пути актуализации сложившихся схем ГЧП.

С одной стороны, реализуемые проекты уже доказали возможность применения механизма ГЧП в российских условиях. С другой - ждать дешевых инвестиционных денег в большом объеме нам не приходится, так как при ставке кредита 10-12%  годовых строительство капиталоемких дорожных объектов становится «золотым». Выход можно найти, изменив организационные формы строительства и взаимодействия участников ГЧП,  направленные на оптимизацию суммарных затрат на строительство и эксплуатацию автомобильных дорог в течение их жизненного цикла. Это направление уже стало предметом многочисленных обсуждений, конференций и совещаний.

Нашим институтом были проанализированы основные модели реализации ГЧП-проектов, которые имеют множество вариаций, суть которых различается между странами и классами объектов (рис. 4):

А) Контракты на управление:
полное управление объектом (например - аэропорты);
управление с целью решения конкретных задач: например, ремонт и обслуживание автодорог (определенная доля риска передается в частному инвестору).

Б) Эксплуатационные концессии:
▪ полные договоры на эксплуатацию и ТО, полностью перекладывающие соответствующие риски на частного инвестора;
подрядчик также несет ответственность за инвестиции;
подрядчик выступает в качестве «собственника» объекта.

В) Строительные концессии:
строительство–эксплуатация–передача (BOT) и вариации – частный инвестор отвечает за финансирование, строительство и эксплуатацию объекта до его окупаемости, затем возвращает объект государству;
проектирование–строительство–эксплуатация (DBO) и вариации – частный инвестор отвечает за проектирование, строительство и эксплуатацию объекта. Некоторые варианты предусматривают передачу прав собственности на объект государству (документы остаются в государственном секторе).


Данные типы контрактов были также проанализированы в зависимости от источников дохода для частного инвестора (рис. 5), на основании этого было установлено, что наиболее прогрессивной формой на современном этапе являются контракты жизненного цикла (КЖЦ). КЖЦ – это контрактная форма ГЧП, в соответствии с которой государственный партнер на конкурсной основе заключает с частным партнером соглашение на проектирование, строительство и эксплуатацию объекта на срок жизненного цикла объекта и осуществляет оплату равными долями после ввода объекта в эксплуатацию при условии поддержания частным партнером объекта в соответствии с заданными функциональными требованиями.

Преимущества модели КЖЦ:
ранний вход инвесторов в проект, минимизирующий сроки его реализации;
соблюдается основной принцип КЖЦ (проектирование осуществляет частный партнер);
минимизация земельных рисков - возможность подключения инвестора к выполнению землеустроительных работ и подготовке территории строительства;
экономия бюджетных средств на этапе подготовки проекта;
повышение качества предпроектных работ;
оптимизация проектных решений и снижение затрат в течение всего жизненного цикла проекта;
частный сектор получает гарантированный стабильный доход;
возможность финансирования эксплуатационных платежей за счет доходов от сбора платы;
мотивация повышения качества эксплуатации и обслуживания.




Однако для адаптации модели КЖЦ к российским условиям необходимы некоторые новые организационные решения и предложения по оптимизации будущих проектов  концессий и КЖЦ:
1. Заключение комплексных проектов (уже активно внедряемых ГК «Автодор» в российскую практику). Это позволит устранить существенные расхождения между стадиями Проект, которую разрабатывает проектировщик и Рабочая документация, являющаяся сферой ответственности и интересов подрядчика.
2. Включение в контракты КЖЦ создание (в случае необходимости) сети бесплатных альтернативных дорог и проездов и их дальнейшую эксплуатацию. Это позволит облегчить согласование проекта с местными органами власти, снять риски не создания альтернативных проездов в сроки сдачи основного объекта концессии.
3. Заключение контрактов КЖЦ на весь комплекс работ по созданию объекта (в т.ч. примыкания и развязки) – это позволит снизить риски концедента, обеспечит гармонизацию конструктивных решений, эффективную координацию строительства всего объекта в целом.
4. Включение в контракт этапа подготовки территории, в т.ч. выноса коммуникаций и оптимизацию проектных решений.
5. Определение объема частного финансирования на основании баланса обеспечения достаточной мотивации частного инвестора на качественное исполнение обязательств-с одной стороны и  экономической и бюджетной целесообразности для государства – с другой.
6. Внесение необходимых изменений в бюджетное законодательство (сейчас долгосрочных бюджетных обязательств не существует - бюджеты утверждаются годовые и трехлетние, а контракты, заключаемые по схемам КЖЦ, зачастую предполагают обязательства бюджета на 20 и более лет вперед).

В России государственно-частное партнерство, несмотря на два десятилетия прошедших после его законодательного закрепления,  все еще находится на стадии становления и развития соответствующих инструментов. Практика их использования находится только в начале своего пути. Вместе с тем, уже сейчас понятно, что притока частного финансирования в ближайшее время ждать не приходится - большая часть инвестиций остается все же за государством. Дальнейший вопрос, который сегодня как никогда актуален – оперативное и эффективное использование этих средств для развития сети отечественных автодорог. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий