Текст: Мулеев Егор
К
вопросу о строительстве на площади Тверской заставы двухуровневой автомобильной
развязки.
1. Официальная
цель проекта.
Повышение пропускной способности в N раз.
2. Цена.
771 268 854,00 рублей за
проектирование и выполнение функций заказчика. Само строительство выльется ещё в несколько миллиардов рублей.
3. Суть
дела.
Любой
вокзал - это пересадочный пункт, место,
через которое совершаются многочисленные корреспонденции самого разного
назначения. Через площадь Тверской заставы ежедневного проходят тысячи людей с
самыми разными целями передвижения. Специфика привокзальной площади любого
города – постоянное оживление, вследствие рассыпанных по окружающим зданиям
самых разнообразных функций, а также пересечения транзитных потоков. Зона с
километровым радиусом, центром которой является вокзал – территория города,
которая обладает мощной силой притяжения людских потоков, а также его генерации
из-за плотной жилой застройки. Очевидно, что вокзал это и своеобразные ворота
города, зона, где человек из пассажира становится горожанином.
Тем не
менее, площадь – это ещё и транзитная автомобильная зона. Ленинградское
направление ширилось ещё с советских времен, достигнув своего апогея в прошлом
десятилетии, превратившись в МКАД без двух полос в своей центральной части –
ул.Тверская. Однако строительство
городской автомобильной транспортной инфраструктуры последних десятилетий не
справилось с растущим спросом, город продолжает простаивать в пробках и сложный
узел на площади Тверской заставы – не исключение.
Потребность
в изменениях существует. Вопрос в том, какие они должны быть.
По мнению НИиПИ
ГП и Мосинжпроекта решение транспортной проблемы площади Тверской заставы
заключается в строительстве двухуровневой развязки, причем планируется
появление новой эстакады, которая будет параллельно Ленинградке уходить в
сторону области и выходить на наземный уровень только в районе дома № 16, то
есть появится ещё четыре полосы для движения автомобильного транспорта на
уровне 2-3 этажей длиной порядка 400 метров если считать от железной дороги.
4. Следствия.
Наблюдение
за подобными проектами говорит о печальной тенденции – у города отсутствует
сколько-нибудь внятная концепция развития. Также не существует связи между
различными ответственными организациями в процессе выработки качественного
решения. Поясним: (а) не так давно было опубликованы планы железнодорожников по
развитию Смоленского направления с целью запуска высокоскоростного движения до Одинцово и Усово;
(б) Стратегия развития транспорта Москвы подразумевает развитие ТПУ
(Транспортно-пересадочные узлы), что тоже не вяжется с идеей (в) построить
автомобильную развязку в два уровня, на фоне (г) существования Генерального
плана развития территорий Москвы. Налицо хитросплетение интриг, достойное
развернутой статьи в журнале Forbes
и анализа в духе Дэвида Харви.
Причем уже бессмысленно приводить зарубежные примеры о губительной природе подобных
строительных решений, о продвинутом опыте развития привокзальных
территорий. Особенно в свете того, что у нас уже накопился свой «многоуровневый» опыт решения транспортных проблем, причем
характерные примеры встречаются уже в километре от площади Тверской заставы –
развязки с ТТК или на Садовом Кольце.
5. Причины.
Планами на
территорию обладают – железнодорожники; чиновники от строительства, которые придают реконструкции
процессу легитимность; чиновники из
соседнего отдела, которые выступают за ТПУ; подрядные строительные организации
и разработчики проектной документации. В процессе не участвуют: Мосгортранс,
постоянно выступающий «организацией для битья» (посмотрите, например, маршрут следования троллейбуса №3) в свете всех дорожных изменений;
население города; транспортные специалисты широкого профиля. С другой стороны, мы сталкиваемся с тем, что не
существует практически никаких инструментов, способных ограничить стремления
ресурсно-обеспеченных организаций перекроить городское устройство. Получается, что
«развитие» отечественных городов связывается, по большей части, с ситуацией
хаотического реинвестирования в городские объекты без их привязки к
потребностям населения и экономики города. Однако наличие строгих правил не
гарантируют избавления от слабостей современного устройства территориального
развития в сложившихся условиях ведения дел крупными организациями с
установившимися связями.
6. Реакция.
И
оказывается, что единственным инструментом противодействия становятся ТНВМД
(только не в моем дворе) активности местного населения, из которых в своё время
и поднялось альтернативное урбанистическое движение с Джейн Джекобс во главе.
Судя по результатам общественных
слушаний, львиная доля населения воспринимает город как набор компонент:
квартира, дорога до работы, офисное
помещение. У людей пропадает ощущение города как явления их повседневной жизни,
комфорт нахождения в котором подразумевает и их собственный комфорт, но уже не
в масштабах автомобиля. Грубо говоря, город – это общественное благо, качество
жизни в котором зависит не только от действия властей, но и от адекватной
реакции на их планы.
Плюс мы
являемся свидетелями системных процессов, когда зарубежные профессионалы в
ответ на движения заместителя Мэра Москвы по вопросам градостроительной
политики и строительства публично (!) восклицают: «Вы хотите меня ударить?!»
Это не просто забавный эпизод из жизни, а едва ли не приговор всему
отечественному стройкомплексу.
7. Альтернатива.
В отношении площади Белорусского вокзала адекватным представляется решение оставить всё без капитальных изменений, изменив схему пешеходного движения
вокзал-метрополитен, создать ряд парковочных мест и, на фоне изменений
маршрутной сети, создать на площади общественное пространство и удобный пересадочный
узел. Уровень столичной автомобилизации ещё не дотянул до своего насыщения,
поэтому ряд мер, способных регулировать транспортный спрос на автомобильные
передвижения, создают условия для снижения использования автомобиля. Строительство развязки в несколько уровней в
центре столицы это не просто кощунство с точки зрения облика города, это
нелепое решение и с точки зрения транспортного планирования, когда пробка с
одного места перемещается на другое, особенно в условиях расщепления корреспонденций, когда 20% перемещаются на автомобиле, в то время как 80% на общественном транспорте (по данным ЦОДД). Людям, которые поддерживают подобные
строительные начинания нужно постараться изо всех сил понять, что подобное
строительство не решает проблему передвижения с одного места на другое на
личном автомобиле. Подобное транспортное предложение стимулирует активный спрос
и начинает работать «золотое» правило мегаполиса: «Не ты один такой умный!» Вот и получается специфическая ситуация, средства то есть, а вот ума, увы, не хватает...
Комментариев нет:
Отправить комментарий