12.09.2013

They don't know themselves! (англ. "Они сами не знают!")




Видеопост шведского специалиста посвящен опыту введения платного въезда в городе Стокгольме. Специфика такого решения заключалась в том, что первым этапом реализации был пилотный проект длительностью в полгода (с января по июль), затем власти провели референдум (организованный противниками нововведения), где большинство горожан выступили за введение платного въезда в центр города.

Интерес представляет не столько само нововведение (платный въезд в центральную часть города осуществлён в Лондоне, Милане и Сингапуре, а также в некоторых небольших провинциальных городах Европы), сколько результаты проведённого обследования. Замеры показали, что после введения платного въезда количество автомобилей сократилось на 20% и при этом 70% жителей были против. Однако впоследствии 70% выступили за, в связи с чем исследователи озадачились вопросом - что именно изменилось в транспортном поведении автовладельцев. Результат оказался более чем неожиданным - они сами не знают. "Транспортное поведение куда менее стабильное, чем мы можем себе представить", - указывает Йонас.   

О загадках транспортного поведения, не поддающегося объяснениями статистическими методами, писала ещё Джейн Джекобс в 1961 году. "Роберт Мозес предложил обрезать парк с боков и расширить обтекающие его узкие улицы, превращая их  в крупные, скоростные транспортные артерии... Однако две дерзкие женщины... потребовали закрыть для автомобилей дорогу через парк и вместе с тем не расширять улицы вдоль его периметра. То есть закрыть дорогу без компенсации... Улицы вокруг парка, говорили члены комиссии, захлестнет поток транспорта, направляющегося в объезд... Однако сообщество, внезапно применив довольно жесткое политическое давление, добилось закрытия дороги через парк - сначала в порядке эксперимента, а затем и окончательно... Ни одно из предсказаний о росте транспортного потока вокруг парка не сбылось... Возникшее препятствие не только не создало новых проблем, связанных с заторами, но и несколько уменьшило старые..." [1].

Указанные примеры демонстрируют затянувшееся смещение в методах изучения транспорта в самом широком смысле - от точных наук к социальным. И первые шаги уже сделаны Джоном Урри и его коллегами в развитии идей социологии мобильности.

1. Джекобс Джейн. Смерть и жизнь больших американских городов / Пер.с англ.М.:Новое издательство, 2011. - 460с. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий