Текст: Мулеев Егор
В
истории российского государства разные политические системы имели различное влияние на транспортную мобильность населения, которая, несмотря на
огромные размеры территории, по сей день остаётся невысокой.
Отмена
крепостного права в стране примерно совпадает с первым индустриальным
транспортным освоением территории – строительством железных дорог. Однако
мобильность крестьянского населения, составляющая основную часть населения
страны, остаётся низкой, вследствие инерционности крепостничества. Условия,
которые раскрепощали экономическую деятельность крестьянина были созданы лишь с
реформами Столыпина П.А., то есть через 50 лет.
Для
пересечения границы государства на рубеже XIX-XX веков был необходим паспорт и билет на
поезд, однако позволить себе международное путешествие могли только
обеспеченные люди высших сословий. Тем не менее, «срок пребывания за границей
ограничивался пятью годами, после чего нужно было ходатайствовать о продлении
срока. В противном случае человек утрачивал гражданство и подлежал, в случае
возвращения, аресту и вечной ссылке; имущество же его автоматически переходило
в Опекунский совет… Никаких иных регуляторов эмиграции не было. Соответственно,
не было и ее адекватного учета. Статистика фиксировала исключительно лиц с
легитимными паспортами, легально пересекавших границы империи» [3].
Отечественная
социологическая традиция началась с земских списков как своеобразных сборников
статистической информации. Конкретно о перемещениях населения в ту эпоху из них
не узнать, но художественная литература даёт понять, что в России XIX-XX веков наиболее
популярными были перемещения в Москву и Санкт-Петербург, в южную часть страны
для отдыха, а также освоение северной части страны и Сибири преимущественно
ссыльными.
Благодаря
аграрной реформе Витте - Столыпина «за период 1861—1905 гг. в Сибирь
переселились примерно 1820 тыс. человек, а за 1906—1914 гг. — 3040 тыс., всего
4860 тыс. человек. Остались в Сибири — 3694 тыс. человек. За столыпинское
переселение, осуществлявшееся 8 лет, приехало в 1,7 раза больше людей, чем за
предыдущие 40 с лишним лет» [4].
Несмотря на монархический строй, разбавленный процедурами либерализации ряда
отраслей хозяйственной деятельности, период промышленного подъёма страны
сопровождался активным государственным стимулированием подвижности.
После
Гражданской войны и установления новых порядков, темпы индустриализации не
предполагали свободного перемещения населения, поскольку это противоречило критериям
эффективности предпринимаемых мер. С 1932 года вводится всеобщая паспортная
система, которая юридически прикрепляла человека к месту. Причем паспорта выдавались «только для жителей
городов, рабочих поселков, совхозов и новостроек» [2]. Сельское население оказалось прикованным к месту
настоящего жительства, как, собственно, и городское – поскольку паспорт
подразумевал прописку. «Механизм прописки стал мощным инструментом
регулирования расселения граждан по территории СССР» [2]. Перемещения по
территории страны становились регламентируемыми партийными организациями. Тоталитарная
политическая система управления сохраняла за собой контроль над всеми сторонами
жизни населения.
Либеральные
послабления хрущёвской эпохи сняли ограничения с мобильности населения в
пределах СССР, благодаря чему мы наблюдаем тенденцию к увеличению. Ряд факторов
способствовали этому процессу: решение жилищной проблемы методом массового
индустриального домостроения, а, увеличивающиеся в размере города обслуживаются общественным транспортом; развитие
внутренней авиации; знаменитое «освоение целины», очередной виток
государственного стимулирования сельскохозяйственного освоения Сибири и т.п. Однако были введены т.н. «режимные города», к числу
которых относились «Москва, Ленинград, столицы союзных республик, крупные
промышленные и портовые центры (Харьков, Свердловск, Одесса и т.п.). Принято
было постановление о прекращении строительства в этих городах новых фабрик и
заводов, чтобы, в дополнение к административным мерам, уменьшать тягу населения
в крупные центры» [2]. Период правления Брежнева, характеризующийся усилением авторитаризма,
консервацией экстенсивного пути развития страны, «подсаживания на нефтегазовую
иглу», отразился на росте подвижности, разве что, с увеличением размеров
городов, научно-техническими достижениями – развитием машиностроения - авиацией,
городского транспорта, автомобильного производства, судостроения. Кроме того, «новое «Положение о паспортной системе в
СССР» было утверждено постановлением Совета Министров СССР от 28 августа 1974
года за №677. Самое существенное отличие его от всех предыдущих постановлений -
это то, что паспорта стали выдавать всем гражданам СССР с 16-летнего возраста,
впервые включая и жителей села, колхозников. Полная паспортизация началась,
однако, лишь 1 января 1976 года и закончилась 31 декабря 1981 года. За шесть
лет в сельской местности было выдано 50 миллионов паспортов» [2]. Уже к 80-м
годам в Госплане назревает осознание потребности в усилении строительства транспортной
инфраструктуры. Появляется знаменитый проект советского БАМа, самой дорогой инфраструктурной
стройки в истории СССР, несмотря на долгую историю его развития, реализуется он
только к концу 80-х годов.
Новейшая
история России характеризуется открытием границ, но сохранением низкого
уровня резидентной, да и вообще мобильности. Несмотря на провозглашение либеральной
политики, внедрение механизмов рыночного ценообразования, многих прочих
экономических новшеств, мобильность населения не носит принципиально отличный от
советской схемы характер, за исключением, разве что туризма; cохранена процедура прописки. Причины, вероятно,
кроются в особом поведении населения страны, свыкшегося с заурядной долей,
воспитанной в советские годы, когда у большей части населения отсутствуют
стимулы к активному перемещению. Политическая,
экономическая система последнего полувека, несмотря на разницу во внешнем
лоске, при более глубоком изучении, оказывается схожа в отношении позиции
населения в экономическом развитии государства. Как показывают примеры
зарубежных развитых стран, доля частного сектора в экономике государства
составляет не менее 75-80%, чему соответствуют высокие показатели мобильности. В США порядка 12862 миль в год (20699 км.) [1]. В
России точных цифр не знает никто, но этот показатель не превышает 25%, при показателях мобильности, оцененных в 7049 км [5].
Мобильность
населения оказывается во многом зависимой от экономической политики
государства. В случае ресурсно-ориентированной экономики интенсификация перемещений населения
по стране не являются потребными. Транспортная инфраструктура становится объектом
инвестирования, отношение власти к которому опосредованно определяет величину
влияния политической системы на мобильность населения в либеральных
экономических условиях. Рост благосостояния населения, за счёт удовлетворения
транспортного спроса, находит своё отражение во всех сторонах жизни человека, влияя,
таким образом, на уровень жизни в целом.
В
2005 году на свет появилась «Стратегия транспортного развития РФ до 2020 года».
Цели, поставленные в этом документе, предполагали активное транспортное
строительство, поскольку перспектива развития экономики государства
наталкивалось на непреодолимый барьер ограничения транспортного предложения,
сформированного, по большей части, ещё в СССР, демонстрируя некоторую схожесть
с китайским положением. Однако планируемые результаты не были достигнуты,
поэтому, спустя 7 лет разрабатывается уже новая Стратегия, обладающая не менее
перспективными планами, реализация которых находится под тем же вопросом. Причем некоторые показатели "инновационного сценария" 2008 года таинственным образом перекочевали в уже "ресурсно-сырьевой" 2012. За период с 2002 – 2010 год прирост в
автомобильных дорогах составил 22,4 тыс. км. (планировалось 130 тыс.км.) при общем количестве в 600 тыс.
км. с твердым покрытием при взрывных темпах автомобилизации. На железнодорожном транспорте протяжённость увеличилась на 968,8 км. (хотя вообще строить не планировали) при
общей протяженности 87157 км., причём наблюдается падение пассажиропотока на
пригородном и междугороднем сообщении [5]. Внутренние авиационные перевозки,
несмотря на небольшой рост, наталкиваются на ограничения, связанные с системой
регулирования отрасли, монополии сектора поставок и услуг, авиационной
инфраструктурой. Характерной чертой этого явления стало банкротство двух лоу
кост перевозчиков в 2011 году.
Принимая
во внимание специфические черты муниципального самоуправления, так и не
приобретшего черты европейско-американской цивилизованности, отсталости
отечественного транспортного и градостроительного законодательства, складывается
ситуация неэффективного управления транспортной отраслью. Реставрация капитализма
в начале 90-х годов спровоцировала ряд явлений, одним из которых является
чрезвычайная сложность планирования на долгосрочную перспективу. Транспортная
же отрасль подразумевает длительный срок окупаемости, поэтому оказывается
зачастую неинтересной для потенциальных инвесторов, как и для местных властей.
Крупные инвестиционные проекты может себе позволить только федеральный бюджет.
Немаловажна также и доля коррупционной составляющей. Реализованные транспортные
проекты отличаются дороговизной, однако не вносят принципиальных изменений в
структуру перемещения населения, не становятся катализатором для ряда
положительных новаций.
Таким
образом, наблюдается парадоксальная ситуация – при росте экономики наблюдается
стагнация транспортной отрасли. Проблема заключается даже не в близорукости
властей, принимающих решения – сегодня планирование передано в ведение
профильных специалистов. Экспортно-ориентированная база бюджета не предполагает
активного инвестирования в транспорт, так как не подразумевает механизмов роста
вследствие прозрачной экономической активности населения. Это является коренным
отличием от европейских и американских моделей экономического развития.
Азиатская же стратегия оказывается неприемлемой вследствие стагнации
промышленного производства и неконкурентностью доморощенного финансового
сектора.
Резюме
Транспорт,
будучи отраслью, непосредственно связанной с производством, является как
формирующим её, так и зависимой, вследствие потребности в увеличении мощностей.
Влияние политической системы на мобильность является опосредованным
транспортной политикой, формирующейся исходя из приоритетов в экономическом
развитии государства. Потребность в перемещении, даже в постиндустриальных государствах,
является объективно необходимой для осуществления экономической деятельности,
поэтому удовлетворение её с минимальной долей транспортной усталости является
залогом для процветания любой экономики.
Источники:
1. National Household Travel Survey 2009. http://nhts.ornl.gov/2009/pub/stt.pdf
2.Любарский К. Паспортная система и система прописки в
России http://www.hrights.ru/text/b2/Chapter5.htm
3.Полян П. Эмиграция: кто и
когда в XX веке покидал Россию. Россия и ее регионы в XX веке: территория -
расселение - миграции / Под ред. О. Глезер и П. Поляна. М.: ОГИ, 2005
4.Рогачевская М.А., П. А. Столыпин: аграрная реформа и Сибирь http://econom.nsc.ru/eco/arhiv/ReadStatiy/2002_09/Rogachevska.htm
5.Стратегия транспортного развития России
до 2030 года (2012). http://www.mintrans.ru/documents/detail.php?ELEMENT_ID=19188
Позже тоже добавлю кое-что
ОтветитьУдалить